Татарская мифология
Татарская мифология. Перед тем как перейти непосредственно к мифологическим существам, упомяну лишь, что относятся они к тюрско-татарскому эпосу. Теперь же рассмотрим их самих. Абзар иясё сложное для нас в произношении, а значение несет, как хозяин хлева. К животным находящимся под его "присмотром" он относится по разному, к одним с добрыми намерениями, к другим не очень. Так благоволя лошадям, он может заплетать им гривы, животных же не нравящихся этомумифологическому существу, рекомендовалось продать, или, избавиться от них каким либо другим способом. Албасты,по другому, просто ведьмы. Предстают в образе неряшливых старух, имеют способности к оборотничеству, превращаться либо в животных, либо в предметы. Иногда представляются не с человеческими ногами, а с птичьими. У западносибирских татар есть существа с именем - Атцыс. Своеобразный вид вампиров, охотящиеся по ночам на одиноких путников. Представляют из себя либо копну сена либо небольшой стог, приглашая тем самым путника задержаться и отдохнуть, после чего душат. Бичура, некий аналог нашего домового, для нее часто отводили отдельное помещение, и, чтобы бичура не безобразничала, на ночь, ставили в помещении тарелку с супом и ложку. Присутствие низших духов в татарской мифологии прослеживается по существам - Дию пэрие. Существа эти обитали под землей или на дне морей. При встречах с людьми принимали облик красивых девушек. Вот только доброты в них было мало. В мифологической энциклопедии можно подробней прочитать про этого персонажа. Одним из добрых духов считается - Жир иясе.Он покровительствовал полям и урожаям. После сева, в его честь, устраивались жертвоприношения. Демон - Мяцкай, есть не много не мало, дух умершего кодуна, покидающий кладбище и живущий среди людей. И в завершении ознакомления с татарской мифологией еще одно мифическое существо - Эе, духи-хозяева заброшенных домов и других сооружений покинутых людьми.