Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс.
Урок 1. Что изучает физическая география России? Роль географической науки в решении практических задач страны. Источники географической информации.
Урок 2. Географическое положение России. Изменение во времени.
Практическая работа на контурной карте — обозначение границ России, соседних государств, крайних точек.
Уроки 3, 4, 5. Моря, омывающие территорию России..
Урок 6. Разница во времени на территории России
Уроки 7, 8, 9. История освоения и заселения территории России.
Урок 10. Главные особенности рельефа России. Тектоническая карта.
Практическая работа. Взаимосвязь между тектоническими структурами и формами рельефа.
Урок 11. Геологическое летосчисление. Геологическая карта.
Урок 12. Современное развитие рельефа, его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Стихийные явления.
Урок 13. Полезные ископаемые. Закономерности их размещения.
Урок 14. Факторы, определяющие особенности климата России.
Урок 15. Закономерности циркуляции воздушных масс, влияние на климат и погоду. Синоптическая карта.
Урок 16. Закономерности распределения основных элементов климата на территории России.
Урок 17. Типы климатов России — разнообразие условий жизни.
Практическая работа по чтению и анализу климатических карт, характеристика климата отдельных территорий.
Урок 18. Климат и жизнь. Неблагоприятные климатические явления.
Урок 19. Реки России, их разнообразие, значение в истории освоения, заселения, хозяйственной деятельности. Реки России(презентации). Стихийные явления.
Практическая работа. Характеристика реки.
Урок 20. Озера, болота, подземные воды. Многолетняя мерзлота, ледники.
Урок 21. Водные ресурсы. Загрязнение поверхностных вод. Пути решения экологических проблем.
Урок 22. Почвы. Их разнообразие. Закономерности размещения.
Урок 23. Почвенные ресурсы России. Пути сохранения плодородия. Проблемы рационального использования.
Урок 24. Своеобразие растительного и животного мира России. Биологические ресурсы. Проблемы охраны и восстановления растительного и животного мира.
Урок 25. Урок обобщения по разделу "Общая характеристика природы России”.
Урок 26. Природные комплексы (ландшафты). Ландшафты природные и антропогенные. Природное (физико-географическое) районирование.
Урок 27. Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундра. Изменение природных зон во времени. Экологические проблемы.
Урок 28. Лесные зоны России. Устойчивость и изменчивость природных зон. Влияние природных зон на жизнь человека. Влияние человека на природные зоны.
Урок 29. Зоны степей, полупустынь и пустынь. Современные ландшафты. Высотная поясность.
Практическая работа. Выявление зависимости между природными компонентами на примере конкретных природных комплексов.
Урок 30. Русская равнина. Особенности географического положения, размеры территории, границы. Природные условия и природные ресурсы.
Урок 31. Север Русской равнины. Природа, население, особенности хозяйственной деятельности, быта, традиций, ремесел.
Урок 32. Центр Русской равнины. Своеобразие географического положения. Особенности природы на стыке ландшафтов. Население, возможности хозяйственной деятельности.
Урок 33. Юг Русской равнины — лесостепи и степи, их изменение под влиянием деятельности человека. Традиции, культура, промыслы многочисленных народов юга России под влиянием природных условий.
Урок 34. Кавказ. Особенности природных компонентов от подножия к вершинам. Разнообразие условий жизни и деятельности людей.
Урок 35. Урал — граница между Европой и Азией. Изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг.
Урок 36. Урал — природные богатства, население, традиции, быт, ремесла.
Урок 38. Природные ресурсы Западной Сибири, проблемы рационального использования. Экологические проблемы. Население, быт, традиции.
Урок 39. Средняя Сибирь. Географическое положение, особенности природы, богатство природных ресурсов, трудности освоения.
Урок 40. Северо-Восточная Сибирь, расчлененность рельефа, суровость климата, трудность освоения.
Урок 41. Средняя и Северо-Восточная Сибирь. Природные комплексы. Население, быт, традиции.
Урок 42. Горы Южной Сибири. Географическое положение в центре Евроазиатского континента, природа, природные ресурсы.
Урок 43. Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье. Особенности природы, жизни и деятельности людей.
Урок 44. Байкал — уникальные природные особенности. Животный мир. Экологические проблемы, пути решения.
Урок 45. Дальний Восток — состав территории, географическое положение, особенности природы. Карта(пр.задание)
Урок 46. Чукотка, Приамурье, Приморье — природные комплексы материковой части Дальнего Востока.
Урок 47. Камчатка, Сахалин, Курильские острова — островная и полуостровная территория Дальнего Востока.
Практическая работа. Характеристика условий работы и быта в одном из регионов.
Урок 48. Обобщающий Урок по разделу "Крупные природные районы России”.
Урок 49. Территории, границы, географическое положение Республики Башкортостан.
Урок 50. Рельеф, полезные ископаемые.
Урок 51. Климатические особенности. Характеристика сезонов года.
Урок 52. Почвы
Урок 54. Растительные зоны. Характеристика основных природных комплексов.
Урок 55. Экологические проблемы.
Урок 56. Обобщающий урок.
Урок 57. Природные условия, жизнь и здоровье человека.
Урок 58. Изменение природы под влиянием деятельности человека.
Урок 59. Роль географической науки в изучении и преобразовании природы.
Урок 60. Экологическая ситуация в России. Формирование экологического сознания и экологической культуры — один из важнейших путей решения экологических проблем.
Резерв времени — 8 часов.
Тематические планы: